Музей закроют, землю продадут, а мотоциклы сдадут в металлолом — любители старины будоражат Интернет. Что будет со знаменитой коллекцией мотораритетов после закрытия мотопроизводства?
Ижевский мотоцикл становится историей. Как только стало известно о закрытии нашего мотопроизводства, в Интернете появилась множество версий о судьбе мотоколлекции музея «Ижмаша». Впечатлительные любители ретро строят предположения — музей закроют, землю продадут, а мотоциклы окажутся в пунктах приема цветмета. Справедливы ли опасения, проверил Алексей Гущин.
Как только стало известно, что Ижевское мотопроизводство фактически свернуто, в Интернете появилась информация о распродаже мотоциклов из коллекции заводского музея. Подобная история уже произошла в Латвии с легендарной коллекцией мопедов после закрытия Рижского мотозавода «СарканА Звайгзне».
Любители мотостарины опасаются — ижевские раритеты тихо разойдутся по частным коллекциям.
Дмитрий ИВАНОВ директор ретромотоклуба «Дырчик», г. Москва: «Зачем продавать ту технику, которой у нас нет у самих? Когда остались единичные экземпляры, мы их не видим. Мы не знаем, у каких коллекционеров они находятся, посмотреть не можем, прикоснуться к ним, и так далее. Да, они где-то виртуально есть, но на самом деле мы их не видим. А в музее — можно придти, можно посмотреть».
В музее «Ижмаша» сейчас всего 20 мотоциклов. От самого старого и безумно дорого — ИЖ-1 29-го года сборки до последних моделей — мотоцикла «Юнкер» и мопеда «Корнет». Вскоре здесь должны появиться новые экземпляры из конструкторского бюро.
Виктор ИОНОВ директор музея завода «Ижмаш»: «Я знаю, что там сделано 3 мотоцикла с современными четырехтактными двигателями. Но не мы его придумали, а купили у китайцев. Вот это обидно. Музей будет пополняться вот этими новыми мотоциклами. Т.е. коллекция сохранится. А вот производство — это уже решение правительства Удмуртии. Вкладывать надо деньги».
Предложения о покупке первенцев отечественного мотоциклостроения поступают в музей постоянно и со всего мира. Недавно коллекционер из Англии предлагал за этот Иж-1 круглую сумму денег. Отказу очень огорчился.
Виктор ИОНОВ: «Но я говорю: не могу! Это единственный раритет. Ну что вы, разве не можете сделать, если такие собирали? - Собирали не из своих узлов, это собрано из узлов немецких. Стоял-стоял он, смотрел. Головой покачал».
В коллекции Ижевских мотоциклов есть по-настоящему редкие и дорогие модели, как например, этот Иж-4, спроектированный для женщин. Здесь всего 2 скорости, а функцию глушителя выполняет сама рама мотоцикла. Максимальная скорость ИЖ-4 по современным меркам мала — всего 70 километров в час. Однако для тридцатых годов, когда асфальта в Удмуртии еще не было, такой динамики хватало вполне. А вот и легендарная Планета-Спорт, за которой теперь охотятся по глухим деревням, предлагая за чудом сохранившиеся экземпляры десятки тысяч рублей. Не исключено, что все эти мотоциклы любители ретро смогут увидеть летом на московском фестивале «Автоэкзотика».
|