Доброго времени суток, меня зовут Фанкар, и я владелец мотоцикла Иж Ю4. 5
лет эксплуатации выявили характерные болячки, которые относятся как
самой 4ке, так и к более поздним воздушкам Ю5. Статья в помощь будущим
или только начинающим владельцам Юпитеров. В ней я постораюсь развеять
некторые мифы касательно этого мотора.
Миф первый. "если Юпитер Звенит, то износились пальчики и мотор требует ремонта"
Старая сто раз обсосаная тема. Двигатель Юпитера-воздушки ДОЛЖЕН стучать
на холостых оборотах (без нагрузки). Это особенность, а не поломка.
поршень не уравновешен и при перекладке стучит своими боками о стенки
цилиндра. Кстати, это безобразие уже профиксили на моторах с жидкостным
охлаждением - там палец в поршне смещен на 6 мм вверх к днищу. Стука
нет. Если юпитер не стучит, то он или переделан под поршни от "водянки"
(такое возмомно, но маловероятно :)), или просто мал зазор между
цилидром и поршнем (обычно менее 0.1мм). минимальный зазор на воздушке
должен быть 0.15 - не меньше, иначе вы замучаетесь с постоянными
тепловыми прихватами, при длительном движении со скоростью более 80кмч
:). Лучше звенеть, чем заклинить где нибудь вдалеке от цивилизации. А
если вас приспичит продать мотоцикл и папка, который покупает ваш байк
сынишке не соглашается с данным фактом, и уверяет, что у вас изношены
"пальчики", не доказываете ничего, ибо как правило папы все умные и
слушать ничего не хотят - "они ж на этом собаку съели в молодости", и
проще не спорить, а взять в магазине МС2000 твердую смазку, снять
цилиндры и смазать ей поршня. Зазор упразднится, и стук тоже. Проверено,
мотоцикл продается влет :).
Миф второй. "На юпитере постоянно глючит один цилиндр". какой? - как правило оратором не уточняется :).
ну что тут сказать. Да, случается такое, что вконец изношенный правый
подшипник правого коленвала бьет до такой степени, что на больших
оборотах эксцентрик бъет, и кулачки встречаются ну никак ни в нужном
угле опережения зажигания. Раздаются пуки на оборотах выше средних (а то
и меньше, когда больной скорее мертв, чем жив), и мотор страшно тупит.
Эта проблема решается раз и навсегда установкой датчика Холла от ВАЗа,
разбитый подшипник не будет напоминать о себе и даст спокойно доехать до
дома, или ездить, пока он не разрушит остальное вокруг себя.:)
Но как правило дело в другом. Юпитер - это два одинаковых мотора,
соединенных махавиком. ПРИМЕР: мальчик едет На юпитере, у него,
допустим, пробивает свечку. Один цилиндр глохнет, но парню пофиг, и он
едет дальше, катушка накрывается, разрядившись сама в себе. Начав все
таки разбираться в причине "глюков" мальчик долго не может найти
поломку характера "то рабоатет, то не работает". Рассказывает, какой
юпитер плохой мотоцикл всем друзьям, и покупает планету, которая, если
мотор заглох - не едет, в отличии от Юпитера, который в таком случае
продолжает движение. (имхо - это огромнейший плюс). Дело чисто в
юзерском отношении, и в элементарном понимании того, что если цилиндр
заглох, то он заглох не потому что их два, а потому что он просто заглох
:). и надо разобраться, а не ездить на другом, выжившем. Юпитер - это
два мотора. Вот и все.
Миф третий. "Ю4 - самый неудачный юпитер, и лучше совсем с ним не связываться".
Отчасти это так. На заводе довольно много косяков было реализовано в
данной версии продукта, как то - слабые, в силу технологических
особенностей изготовления, коленвалы с "усиленными" нижними головками
шатуна, или главная передача с узкой цепью... но где вы видели Ю4 В
родной комплектации. У многих наверняка уже стоят Валы от Ю5, и
сцепление тоже. И в случае комплектования и того и другого "новыми"
запчастями из магазина - оба они будут обладать одинаковой
"надежностью". Вообще не советую покупать запчасти в магазине. Особенно
на ЦПГ. У меня цилиндры на Ю4 с продувкой от Ю5 (в т.ч и в посадочном
месте). ничего кроме ужаса не вызывают. не говоря уже о качестве
изготовления этого кустарного металлолома. А от прокладок под цилиндр с
дырками, пробитыми под цилиндр Ю4, а продувкой под Ю5 я вообще бьюсь в
экстазе. Коленвалы из магазина ходят максимум 2000 км, а вилки на
коробку ломаются и разрушают картер, заклинив коробку передач. Советую
покупать мотоциклы на запчасти на стоянках,- на многих из них родные
запчасти в движке. Ходить будут в разы дольше покупных изделий из
сыромятины.
Миф четвертый. "масло в маховике нужно для того, чтобы смазывать сальники".
Неа :). Масло там нужно для того, чтобы Маховик этот самый не ржавел.
Вот и все. Кто не согласен - смазывайте сальники дальше ))).
Еще одно серьезное неудобство при эксплуатации юпитера создают крышки
коленвала. Они имеют привычку откручиваться, вытряхивать из себя болты и
клинить вращающийся маховик. неприятное явление :). Решается
засверливанием отверстий крепления крышек насквозь, и, используя более
длинные болты, контрением гайками с другой стороны. Есть еще способы
фиксации болта путем заминания кромок (насколько сборок разборок их
хватит? :)) всякие фиксаторы резьбы и тп. Используя все вместе можно
вполне обезопасить себя от этой напасти. Так же эти крышки любят ломать
гомосапиенсы, которые разбирают мотор в первый раз. не ведая
предназначение ключа на 27х36, идущего в комплекте и ижом, имеющего три
отверстия. Они пытаются поддеть крышки за ухи. которые обычно
отламываются в таких случаях :). Дак вот. Крышки эти точатся вместе с
картером. и отверстия под коренные подшипники естественно соосны. их по
идее вообще менять нельзя. Но купив пару таких крышек, есть шанс, что
ротор бить не будет, и маховик к одной из крышек слетать тоже. Главное
подбирать крышки ПАРАМИ.
Щуп для проверки масла, закрепленный на лючке левой крышки сцепления я
советую вообще удалить, вместо него просверлить (предварительно отметив
рекомендуемый уровень масла по щупу на крышке) отверстие и врезать болт,
для контроля за уровнем масла. Щуп этот иногда отваливается, а лишнее
железо в коробке ничего хорошего там не сделает.
Пару слов о регулировке сцепления. Сцепление тросом не регулируют. Трос
должен быть всегда расслаблен, когда сцепление включено (ручка
отпущена). так трос дольше прослужит. Тоже касается и штока. Он не
должен поднимать пакет с дисками когда ручка отпущена. Иначе будет букс.
Регулировку следует производить 5ми болтами фиксирующими пружины и
регулировочным болтом выжимного диска. Болты на высоте ~4 мм от торцов
шпилек, зазор между штоком и шпилькой пол оборота. Если все верно
сделаете, то и сцеплеине будет не жесткое, и трос прослужит дольше, и
сама муфта будет работать без буксов и недовыключений.
В общем мотор этот конечно не такой топорный как планетовский, и поэтому не так живуч, но юпитер комфортнее и динамичнее. :).