История мотоциклетного спорта начинается 1885 г., который признан годом
создания мотоцикла, когда Готлиб Даймлер в Германии построил машину для верховой
езды, представляющую собой велосипед с деревянной рамой и ременной передачей,
массой 50 кг, с 1-цилиндровым бензиновым двигателем рабочим объемом 264
кубических см, развивающий мощность 0,5 л.с. что позволило достигать скорости 12
км/ч. Первый мотоцикл в Англии построил Э. Батлер в 1887 г. во Франции — Ф.
Милле, а в Италии — Э. Бернарди в 1893 г. Но первые мотоциклы были встречены
обществом того времени с большим недоверием. Вместо поддержки, изобретатели
столкнулись со всяческими препятствиями. Первоначально было дано разрешение на
езду со скоростью 6 км/ч, затем 12 км/ч. Еще в 1895 г. в Лондоне был в силе
закон, по которому механическим, экипажам разрешалась езда по городу только в
том случае, если впереди него идет человек — днем с флагом, а ночью с фонарем.
Подобные ограничения тормозили, но не могли запретить дальнейшее, развитие
мотоцикла. Вскоре появляются мотоциклы с различными источниками движущей силы:
паровые, электрические, газовые и т.д. Но широкого применения эти мотоциклы не
получили.
Начиная с 1987 г. французская фирма «Де Дион-Бутон», разработав конструкцию
легкого и быстроходного (до 50 км/ч) трицикла, наладила серийное производство
мотоциклов, быстро завоевавших, популярность. Это был промежуточный тип между
автомобилем и мотоциклом. Надо сказать, что первоначально четкого разделения
между автомобилем и мотоциклом не было, поэтому до конца 19 в. проходили общие
соревнования «механических экипажей». Так в 1894 г. то есть через 9 лет после
изобретения первого мотоцикла и автомобиля, в Париже, по инициативе редактора
журнала «Ле Пти Журналь» организуются первые соревнования механических экипажей
по маршруту Париж-Руан на дистанцию 126 км/ч. В соревнованиях могли участвовать
экипажи любых систем и конструкций с механическим приводом на колесах. Это и
было началом современного автомотоспорта.
Победителями в этих соревнованиях были механические повозки средняя скорость
которых была равна 20,5 км/ч. Такой скорости до этого времени никто не достигал.
О новом виде транспорта и спорта стали говорить, писать в прессе, и он был
признан. Мотоциклетный спорт начал развиваться в конце прошлого века, после
появления первых мотоциклов в странах, их производящих. В начале 20 века
окончательно разделились между собой автомобили (двухколейные) и мотоциклы
(одноколейные, две колеи — у мотоциклов с коляской). Центром автомотоспорта в
конце 19 века была Франция, поэтому старт наиболее значительным гонкам давался в
Париже, а финишем были города: Марсель, Амстердам, Берлин, Вена, Мадрид и
другие. В 1895 г. мотоциклисты приняли участие в первой в мире «гонке моторов»
Париж-Бордо-Париж. В 1895—1896 гг. проводилось по одной гонке в год, а затем их
число стало неудержимо возрастать. Особых успехов в этих гонках имели трициклы
«Де Дион Бутон». В 1899г. в Вене состоялись первые официальные гонки мотоциклов.
Спустя 5 лет 8 июля 1904 г. в чешском городе Пакове группой энтузиастов
мотоспорта из нескольких стран была основана Международная федерация
мотоциклетных клубов — ФИКМ, предшественницей нынешней ФИМ. Создание ее было
продиктовано тем, что к тому времени определилась специфичность соревнований и
установилась четкая терминология, разделявшая мотоциклы и автомобили. Возникла
необходимость в едином международном органе. По инициативе этой организации,
стали проводиться международные соревнования на выносливость и выдержку.
Первые мотоциклетные гонки по гаревой дорожке получившие статус «ежегодных»,
были проведены в 1907 г. в Южной Америке.
В этом же году в Англии на острове Мэн состоялись гонки по кольцевой трассе,
которые в начале 20 века стали очень популярными. Соединение езды на мотоциклах
по бездорожью со скоростью стало стимулом возникновения мотокроссовых
соревнований. Начало организации мотокроссов было положено в 1908 г. в Лондоне.
Это были гонки по пересеченной местности, так называемая «погоня за лисой», в
которой кроме 13 мотоциклистов принимали участие и 16 всадников на лошадях. В то
время единоборство мотоцикла и коня, как правило, заканчивалось не в пользу
первого. Состязания на регулярность движения и надежность мотоциклов проводились
преимущественно в Великобритании. Хотя они и не считались международными, но
быстро стали очень популярными — число участников постоянно росло, повышался и
их опыт. В 1912 г. ФИКМ приняла решение о проведении в следующем году в
Великобритании, первых ежегодных международных мотоциклетных шестидневных
соревнований — эндуро.
1913 год стал выдающимся в истории мотоциклетного спорта. В английском городе
Карлисле впервые прошли международные мотоциклетные шестидневные соревнования, в
которых приняли участие 162 гонщика. С той поры Международные шестидневные
соревнования проводились периодически, и поныне являются как бы командным
Чемпионатом мира по мотоциклетному многоборью. Успех первых мотокроссовых
соревнований способствовал популярности мотокроссов, особенно в Великобритании и
Бельгии. Самым значительным кроссовым соревнованием до проведения чемпионатов
мира являлся «Мотокросс наций», который впервые удалось организовать в 1947 г.
победителем тогда стала команда Великобритании. Из года в год возрастала
известность «Мотокросса наций».
В 1955 г. по инициативе Международной мотоциклетной федерации — ФИМ (название
получила в 1904 г. в результате реорганизации прежней ФИКМ), состоялся, по
существу, Первый Чемпионат Европы, где развернулась острая конкуренция, как
между мотоциклетными фирмами, так и среди гонщиков.
1957 г. стал годом Первого Чемпионата мира. Чемпионат состоял из серии
соревнований, проходивших поэтапно в девяти европейских странах. На каждом этапе
разыгрывался и вручался победителю большой приз той страны, где проводились
соревнования. Мотоциклетные соревнования, за время их существования, претерпели
ряд изменений, явившихся следствием технического прогресса, а также
совершенствования техники езды. В первые десятилетия 20 века считалось большим
достижением когда мотоциклисты преодолевали несколько километров на своих, в то
время безрессорных машинах с приводом - плоским ремнем. С техническим
усовершенствованием мотоциклов повышается их скорость, усложняется выбираемый
маршрут. Основными видами соревнований, организуемых и проводимых в странах по
спортивному календарю, являются шоссейно-кольцевые мотогонки, мотокроссы
мотогонки на ипподроме, по травяному треку, ледяной и гаревой дорожкам,
многодневные мотоциклетные соревнования (многоборье), моторалли (туристические
слеты-соревнования), а также мотобол. Ежегодно проводятся чемпионаты мира и
Европы по всем указанным видам соревнований.
Источник: http://www.alimit.ru/ |