Может показаться совершенно невероятным, но за считанные месяцы были
разработаны, изготовлены и подготовлены к участию во Всесоюзном
мотопробеге пять мотоциклов пяти различных моделей. Наиболее
импозантными были мотоциклы - колоссы Иж-1 и Иж-2 с двухцилиндровыми
V-образными двигателями рабочим объемом 1200 куб. см. и максимальной
мощностью 24 л.с.. Для своего времени это были чрезвычайно оригинальные
и передовые конструкции. Коленчатый вал двигателя располагался
продольно, крутящий момент на заднее колесо передавался от
трехступенчатой коробки передач, выполненной в блоке с двигателем,
карданным валом. Массивная штампованная рама и передняя вилка,
сочетавшая свойства параллелограммной и рычажной, были навеяны идеями
конструктора Эрнеста Ньюманна-Неандера, с которым Можаров познакомился
во время стажировки в Германии. Нижняя часть рамы служила так же и
корпусом глушителя - эта особенность была характерна для всех пяти
мотоциклов первой серии. Иж-2 отличался вентилятором для охлаждения
двигателя и приводом на колесо коляски. Иж-3 имел двухцилиндровый
V-образный 750-кубовый двигатель "Вандерер", коленчатый вал которого
был расположен поперечно, и привод на заднее колесо цепью, работавшей в
герметично закрытом кожухе, заполненном маслом. Иж-4 самый легкий из
пятерки, отличался одноцилиндровым двухтактным двигателем "Шток" и
приводом на заднее колесо валом. Иж-5, прозванный "Композиция", был
создан с использованием агрегатов 500-кубового мотоцикла "Неандер", но
с оригинальной передней вилкой и измененной рамой.
Все эти мотоциклы приняли участие во Втором Всероссийском мотопробеге,
состоявшемся в сентябре-октябре 1929 года, и успешно прошли 3300 км -
не только трассу пробега, но и расстояние от Ижевска до Москвы. После
окончания пробега самый маленький из экспериментальных моделей - Иж-4
был рекомендован для серийного производства. Однако, Ижстальзавод
получил более важный заказ и первый опыт мотопроизводства не получил
продолжения. Но Можаров на этом не остановился и перебрался со своей
группой в Ленинград, где принялся за разработку легкового мотоцикла
Л-300 по документации, привезенной
Серийное производство на мотозаводе (ИЖ-7, ИЖ-8, ИЖ-9, ИЖ-12) в период 1933-1940гг
К началу 30-ых годов мотоциклы не изготавливались. Несмотря на это, над
созданием отечественного мотоцикла работали отдельные инициативные
группы энтузиастов в Москве, Ленинграде, Харькове, в том числе П.В.
Можаров - в Ижевске. Комиссия экспертов Президиума ВСНХ СССР
рассмотрела вопрос о строительстве большого мотоциклетного завода и
пришла к выводу, что наиболее подходящим местом для его размещения
будет Ижевск. В городе существовал полный комплекс машиностроительного
производства - от выплавки стали до изготовления сложного инструмента и
станков, рабочие обладали необходимой квалификацией, не было
затруднений и в поставке сырья. Здесь, на базе фабрики охотничьих ружей
фабриканта Березина, расположенной на улице Базарной, и началось
строительство Опытного мотоциклетного завода.
НАТИ-А-750
Сначала на этом заводе планировали выпускать тяжелый мотоцикл
"НАТИ-А-750", НАТИ-А-750 спроектированный под руководством П.В.
Можарова. Мотоцикл имел двухцилиндровый V-образный двигатель рабочим
объемом 747 кубических см., характерную для можаровских мотоциклов
штампованную раму, и достигал мощности 15 л.с.. К 1 мая 1933 года были
изготовлены 4 первые мотоцикла. Параллельно были собраны и опытные
экземпляры легких мотоциклов "Иж-7" по Иж-7 документации, полученной из
Ленинграда. Фактически это были двойники модели "Л-300" (та самая,
разработанная Можаровым копия "ДКВ-Люксус-300") - двухтактный
одноцилиндровый двигатель с поперечной продувкой, трехступенчатая
коробка передач, привод на заднее колесо цепью, рама из штампованных
элементов, собранная на болтах, параллелограммная передняя вилка,
неподрессоренное заднее колесо. Но "Иж-7" подвергся печально знакомой
нам операции "снижения трудоемкости": исчезли багажник и передние
щитки, плоские подножки были заменены на круглые, вращающуюся ручку
газа заменила поворотная манетка, привод декомпрессора не
дистанционный, а краником на головке цилиндра.
В конце концов, для серийного производства был избран именно "Иж-7".
Правда, из 12 мотоциклов, изготовленных в 1933 году, почти все
вернулись на завод - подвела система зажигания. Но вскоре "детские
болезни" были преодолены, и в 1934 году завод выпустил уже 111
мотоциклов. Иж-8
В начале 1938 года на смену "Иж-7" пришла новая модель "Иж-8".
300-кубовый двигатель получил петлевую продувку с двумя продувочными
каналами, за счет чего мощность повысилась с 5,5 до 8 л.с. Совершеннее
стала и система Иж-9 электрооборудования - вместо маховичного магнето
машина стала оборудоваться генератором и аккумулятором. А в 1940 году
началось производство модели "Иж-9", с увеличенной до 9 л.с. мощностью.
Тогда же из Ленинграда была Иж-12 получена документация на мотоцикл
"Л-8", оснащенный 4-тактным верхнеклапанным двигателем рабочим объемом
348 куб.см. и максимальной мощностью 13,5 л.с. Для ускорения освоения
новой модели было решено применить ходовую часть мотоцикла "Иж-9".
Серийное производство нового мотоцикла, получившего обозначение
"Иж-12", должно было начаться летом 1941 года. Однако дальнейшему
развитию мотоциклостроения на заводе помешала война.
ИЖ-12
Массовое производство на Ижевском машиностроительном заводе
В 1946 году завод получил оборудование, вывезенное из Германии в счет
репараций, и освоил производство мотоцикла Иж-350 ‾ сделал копию
немецкого ДКВ-NZ350. Было решено поставить мотоцикл на основе
оружейного завода.
ИЖ-350
Характерной чертой советской мотопромышленности в 40 - 60 годах был
выпуск спортивных модификаций дорожных мотоциклов. Заложив основу для
развития массового мотоспорта, они стали в то же время "испытательными
стендами" для проверки тех решений, которые затем применялись на
серийной продукции. В 1948 году в Ижевске был изготовлен мотоцикл
Иж-350С с телескопической передней вилкой, заменившей архаичную
параллелограммную. Заднее колесо получило свечную подвеску с пружинно
гидравлическими амортизаторами. Двигатель имел алюминиевый цилиндр с
чугунной гильзой. Мощность его возросла до 14 л.с. В 1950 году началось
серийное производство усовершенствованного варианта спортивного
мотоцикла Иж-50.
ИЖ-50
В 1951 году в сжатые сроки конструкторы создали более совершенную
модель Иж-49. За счет применения передней вилки телескопического типа,
задней подвески с гидравлическими амортизаторами и других
усовершенствований повысилась комфортабельность езды и надежность в
эксплуатации, улучшилась проходимость мотоцикла в плохих дорожных
условиях. Без остановки производства был осуществлен переход на
массовый выпуск мотоциклов Иж-49, завоевавший всеобщую популярность у
населения нашей страны и открывший дорогу на зарубежные рынки. Это была
первая модель ижевских мотоциклов с боковым прицепом, производство
которой организовали в Вятских Полянах. В последствии - выпущена
опытная партия машин с колясками.
В 1955 году началось производство нового семейства спортивных
мотоциклов с трубчатой сварной рамой и маятниковой задней подвеской.
Иж-54 для шоссейно-кольцевых гонок имел двигатель мощностью 18 л.с., а
Иж-55 для кроссовых и многодневных соревнований - 16 л.с.
Конструкторская группа, работающая над проектированием мотоциклов
выделилась в специальное бюро. В 1956 году появилась новая модель ‾
Иж-56, а в скором времени завод уже выпустил их опытную партию. По
своей конструкции мотоцикл существенно отличался от ранее выпускаемых.
Штампованная рама стала трубчатой, были предусмотрены глубокие щитки
колес, защищающие водителя от пыли и грязи, седло из губчатой резины с
чехлом. Карбюратор и воздухоочиститель закрыли кожухами, которые в
сочетании с инструментальными ящиками придали машине хороший внешний
вид. Колеса с прямыми спицами стали взаимозаменяемыми. Он был на 20
процентов мощнее своего предшественника, мощность двигателя повысилась
до 13 л.с.. Неудивительно, что Иж-56 стал более массовой моделью. Его
"тираж" за время выпуска составил 680 тысяч штук, из которых 130 тысяч
были оснащены боковым прицепом. В целом машина стала более современной.
В дальнейшем, в содружестве с работниками центрального конструкторского
экспериментального бюро, создается и испытывается ряд опытных образцов
мотоциклов и отдельных узлов. Группа перспективного проектирования
конструирует мотоциклы Сатурн, Орион, Сириус. Наиболее оригинальным из
них был Сатурн ‾ машина класса 250 кубических сантиметров. В отличие от
обычного мотоцикла со сварной рамой это была безрамная модель.
Бензобак, рулевая колонка и инструментальные ящики представляли собой
единый целый узел, в нижней части которого подвешивался двигатель. В
это же время создается несколько модификаций спортивных машин. На базе
первых дорожных мотоциклов Иж-350 и Иж-49 появляются спортивные машины
Иж-350С, Иж-50, Иж-50А, Иж-50Б, на которых наши спортсмены начинают
принимать участие в мотоциклетных соревнованиях и успешно защищать
честь марки ИЖ.
В 1954-1955 годах были разработаны модели мотоциклов Иж-54 и Иж-54А для
шоссейно-кольцевых гонок. Их двигатели развивали мощность до 20 л.с.
Выступая на этих машинах, наши спортсмены, в том числе мастер спорта В.
Медведев, завоевали звание чемпиона СССР и заняли призовые места.
Примерно в этот же период создаются мотоциклы Иж-55М и Иж-55К для
многодневных и кроссовых соревнований. В дальнейшем они заменяются
более надежными моделями Иж-57М и Иж-57К.
На вторую половину 1958 года перед конструкторами бюро встала новая
задача - подготовка к выпуску мотоцикла Иж-Юпитер. Ижевские
машиностроители демонстрировали опытный образец новой модели на
Всемирной выставке в Брюсселе уже в 1957 году. Мотоцикл сохранял
экипажную часть Иж-56, но имел совершенно новый двухцилиндровый мотор.
Первые опытные образцы показали весьма хорошие результаты. Мощность
двигателя была доведена до 18 - 19 л.с., мотор имел оригинальную
конструкцию раздельных цилиндров. Более удобной в эксплуатации была и
коробка переключения передач. Улучшена смазка подшипников. Производство
двигателя было организовано на Ижевском механическом заводе. Серийный
выпуск начат в 1961 году.
ИЖ-Юпитер
С 1962 года на базе машины Иж-56 освоено производство мотоцикла
Иж-Планета. Экипажная часть этой модели была максимально унифицирована
с Иж-Юпитером. Гарантийный пробег Иж-Планеты по сравнению с Иж-56
возрос на 2000 километров, а срок службы цилиндра и деталей поршневой
группы благодаря применению контактно-масляного воздухоочистителя
увеличен в полтора раза.
Период 1966-1970 гг. для мотоциклостроителей ознаменовался освоением новых дорожных мотоциклов Иж-Планета-2 и Иж-Юпитер-2.
1971-75 годы были посвящены выпуску дорожных мотоциклов Иж-Планета-3,
Иж-Юпитер-3, Иж-Юпитер-3К, Иж-Планета-Спорт. В перечисленных марках
мотоциклов сочетаются надежность в эксплуатации удобство в
обслуживании. С приобретением опыта по разработке конструкций,
оснащением производства новым прогрессивным оборудованием, появлением
новых материалов сократился период разработки новых моделей и
увеличился объем их выпуска, улучшились эксплуатационные качества.
Примером может служить Иж-Юпитер-3, мощность которого по сравнению с
предшественником возросла почти на 40 процентов. Моделям Иж-Планета-3 и
Иж-Юпитер-3 был присвоен государственный Знак качества. Их выпуск
доведен в 1975 году до 250 тысяч в год.
Особняком стоит мотоцикл Иж-Планета-Спорт, разработанный в 1974 году.
Это совершенно новая модель, которая отличалась от немецкой. Двигатель
в сочетании с японским карбюратором развивал мощность 32 л.с., к тому
же здесь впервые была применена новая раздельная система смазки. Эта
модель пользовалась большой популярностью среди молодежи.
ИЖ-Планета-Спорт
В начале 80-х годов завершилось строительство нового комплекса по
производству мотоциклов. Высокоавтоматизированный, оснащенный
подвесными сборочными конвейерами, он был рассчитан на выпуск 450 тысяч
мотоциклов в год. В 1981 году в новом комплексе началось производство
мотоциклов Иж-Юпитер-4. А в 1982 году появилась Иж-Планета-4 с новым
12-вольтовым электрооборудованием.
С 1985 года началось производство мотоцикла Иж-Юпитер-5 с двигателем,
мощность которого была снижена с 28 до 24 л.с. Появилась кнопка
"аварийного запуска", отключавшая все приборы, кроме зажигания, при
запуске с подсевшим аккумулятором. Иж-Планета-5, выпущенная в 1987 году
получила значительно обновленный двигатель мощностью 22 л.с. и новую
внешность: бензобак, облицовки и приборный щиток. Вскоре подобным
образом изменился и Юпитер. В этот же период, на основе японского
двигателя ХТ-550, были спроектированы и изготовлены опытные образцы
перспективных мотоциклов Орион, Марафон и Спринтер. По своему дизайну и
характеристикам это были очень современные и смелые модели