Признаки неисправности |
Возможные причины |
Методы устранения |
ДВИГАТЕЛЬ В ЦЕЛОМ |
Двигатель не заводится |
Не подается топливо в карбюратор (при нажатии на утолитель топливо не вытекает из поплавковой камеры карбюратора) |
Прочистить бензокраник, карбюратор и бензошланг |
Неисправна свеча зажигания |
Заменить или прочистить свечу зажигания |
Увеличенное количество конденсата топлива в кривошипной камере (для одноцилиндровых двигателей) |
Закрыть бензокраник и продуть кривошипную камеру, используя декомпрессор |
Неисправна система зажигания двигателей ИЖП5-01, ИЖП6 |
Проверить систему зажигания и устранить неисправность по методике, приведенной в табл. 5.41 |
Не перемещается дроссельная заслонка или ползун топливного корректора карбюратора при вращении рукоятки управления |
Заменить трос управления дросселем или корректором |
Двигатель заводится с трудом, работает с перебоями, дымит, не развивает оборотов, под нагрузкой слышны детонационные "стуки" в цилиндре |
Загрязнен или пропускает клапан поплавковой камеры, не отрегулировано положение поплавка |
Прочистить клапан, устранить причину негерметичности. Отрегулировать положение поплавка |
Повреждена прокладка между цилиндром и картером |
Заменить прокладку |
Повреждена прокладка всасывающего патрубка или ослабло крепление патрубка |
Устранить негерметичность |
Износились сальники коленвала (повышенный расход масла в коробке передач) |
Сальники заменить |
Ослабло крепление корпуса правого сальника к картеру, разрыв прокладки |
Устранить негерметичность в соединении половин картера |
Подсос масла в кривошипную камеру через разъем картера (повышенный расход масла в коробке передач для "Планеты") |
Проверить качество сальников и правильность их установки (перекос, зазор в отверстии крышек). |
Подсос масла из полости выносного маховика в кривошипную камеру через сальники и крышку кривошипных камер (повышенный расход масла из полости маховика) |
Заменить сальники, устранить негерметичность |
Обеднение топливной смеси по причине: |
|
- заедания поплавка или игольчатого клапана карбюратора в верхнем положении (низкий уровень топлива в поплавковой камере);
|
Устранить заедание поплавка и игольчатого клапана карбюратора |
- загрязнения жиклеров и каналов карбюратора
|
Прочистить (продуть) каналы карбюратора |
Загрязнились контакты прерывателя, величина зазора не соответствует рекомендуемой |
Контакты зачистить, зазор отрегулировать |
Пружина молоточка прерывателя касается корпуса ("массы") |
Пружину отвести от корпуса. |
Неисправен конденсатор (большое искрение на контактах) |
Конденсатор заменить. |
Неисправна катушка или свеча зажигания (перебои двигателя после прогрева) |
Катушку заменить. Очистить от нагара или заменить свечу |
Нет напряжения на катушке зажигания. (При включенном зажигании лампа фонаря-указателя поворотов, подключенная к клемме "+" катушки, не светится.) |
Восстановить цепь питания катушки зажигания от аккумуляторной батареи, обратив внимание на ее заряженность и исправносгь предохранителя При слабом свечении лампы проверить степень заряженности аккумуляторной батареи, надежность цепи питания катушки. Зарядить аккумуляторную батарею |
Замыкание аварийного выключателя |
Отключить провода розового цвета от клеммы "—" катушки и произвести пуск двигателя. При успешном пуске двигателя устранить неисправность в цепи аварийного выключателя |
Попала влага между колпачком провода высокого напряжения и изолятором свечи зажигания |
Изолятор св ечи и внутреннюю поверхность колпачка протереть насухо |
Образовалась токопроводящая дорожка внутри колпачка |
Зачистить место расположения токопроводящей дорожки |
Неисправна система зажигания (для двигателей ИЖП5-01, ИЖП6) |
Проверить систему зажигания и устранить неисправность по методике, приведенной в табл. 5.41 |
Двигатель заводится, но быстро глохнет после начала движения |
Засорилось отверстие в крышке бензобака |
Прочистить отверстие |
Упала игла карбюратора в смесительной камере |
Установить иглу на место, сохранив прежнюю регулировку карбюратора, и закрепить защелкой |
Двигатель неустойчиво работает под нагрузкой, не развивает мощности |
Засорились каналы и жиклеры карбюратора |
Карбюратор разобрать, жиклеры продуть |
Слишком богатая смесь из-за:
- переполнения поплавковой камеры карбюратора;
|
Отрегулировать уровень топлива в поплавковой камере карбюратора, прочистить и обеспечить герметичность клапана поплавковой камеры (заменить манжету) |
- самоотворачивания топливного жиклера или распылителя;
- неправильного положения дозирующей иглы по высоте;
- заедания плунжера или троса воздушного корректора
|
Отрегулировать положение дозирующей иглы, устранить указанные причины |
Недостаточно открыта или заедает дроссельная заслонка карбюратора |
Устранить причину, отрегулировать положение дроссельной заслонки |
Упала игла корректора карбюратора |
Установить иглу в исходное положение |
В системе выпуска отработавших газов, включая каналы цилиндра, накопился нагар (увеличенное сопротивление газам) |
Удалить нагар из приемной трубы, акустического фильтра и каналов цилиндра |
Засорился фильтрующий элемент воздухоочистителя |
Промыть фильтрующий элемент и ванну воздухоочистителя |
Отрыв от корпуса и смещение перегородки в глушителе (для двигателей "Планета") |
Проверить расстояние от заднего торца корпуса до первой перегородки, которое должно быть 180—182 мм. В противном случае заменить глушитель |
Обороты коленчатого вала не снижаются при "сбросе газа" |
Обрыв жилок каната троса управления дросселем карбюратора |
Заменить трос |
Дроссельная заслонка не возвращается в исходное положение |
Смятие, изгиб оболочки троса управления дросселем |
Заменить трос |
Отсутствие смазки, грязь в оболочке троса управления дросселем |
Промыть и смазать трос |
Цилиндропоршневая группа |
Звонкий щелкающий звук в верхней части цилиндра, более прослушиваемый на холодном двигателе и под нагрузкой. Уменьшается после прогрева двигателя. "Дребезжание" поршня |
Увеличенный зазор между поршнем и цилиндром из-за неправильного подбора группы цилиндра и поршня |
Определить зазор поршень—цилиндр. (После пробега 2500 км зазор должен быть для "Планеты" 0,06—0,07 мм, для "Юпитера" 0,01 - 0,03.) |
Увеличенный зазор цилиндр—поршень из-за абразивного износа гильзы цилиндра и поршня, вследствие:
- попадания пыли в цилиндр через неплотные соединения системы впуска;
- эксплуатации мотоцикла без воздухоочистителя или отсутствия масла в воздухоочистителе
|
Заменить в сборе цилиндр с поршнем или подобрать поршень увеличенного диаметра |
Стук дроссельной заслонки карбюратора о стенки корпуса |
Развести заслонку и установить ее с незначительным натягом |
Стук поршня о головку цилиндра или юбки поршня о нижнюю кромку впускного окна |
Установить дополнительную прокладку под цилиндр и выполнить притупление (фаску) на кромках окна гильзы цилиндра |
Появление посторонних стуков при работе двигателя, посинение при-емных труб системы выпуска. Ухудшение мощности двигателя, уменьшение или отсутствие компрессии в цилиндрах |
Перегрев двигателя ввиду:
- длительного движения на 1-й—2-й передачах с нарушением температурного режима двигателя;
- эксплуатации на топливной смеси с недостаточным содержанием масла;
- длительной работы двигателя с открытым дросселем карбюратора на бедной смеси;
- раннего или позднего зажигания
|
Обеспечить эксплуатацию по рекомендациям Руководства по эксплуатации Проверить и отрегулировать опережение зажигания двигателя (3...3,5 мм до в.м.т. для двигателей "Планета", кроме ИЖП5-01, ИЖП6; 2,4...2,8 мм для двигателей "Юпитер"). В двигателях ИЖП5-01, ИЖП6 опережение зажигания устанавливается автоматически |
Выпадание стопорного штифта поршневого кольца, попадание его между поршнем и зеркалом цилиндра |
Заменить цилиндр в сборе с поршнем |
Выпадание стопорного кольца поршневого пальца и попадание между поршнем и зеркалом цилиндра |
Заменить поршень, а в случае необходимости и цилиндр |
Разрушение поршневых колец из-за:
- некачественного изготовления;
- некачественной сборки двигателя;
- попадания стыка поршневого пальца в окно цилиндра вследствие некачественного изготовления гильзы цилиндра;
- отсутствия притуплении в окнах цилиндра
|
Заменить поршневые кольца Замена или ремонт поршня и цилиндра в зависимости от их состояния |
Залегание (закоксовывание) поршневых колец ввиду:
- эксплуатации на загрязненном или не соответствующем рекомендациям масле;
- эксплуатации с увеличенным содержанием масла в топливной смеси;
- повышенного уровня масла в воздухоочистителе;
- несвоевременного проведения технического обслуживания
|
Вынуть поршневые кольца и очистить канавки на поршне. В случае потери упругости заменить поршневые кольца. Упругость поршневых колец при их сжатии лентой: 1,2±0,24 кг для двигателей "Планета" и "Юпитер"; 1+0,2 кг для ИЖП6 |
Абразивный износ поршневых колец |
Заменить поршневые кольца и устранить причины абразивного износа цилиндропоршневой группы |
Излом поршня из-за попадания посторонних предметов или литейных дефектов поршня |
Заменить поршень |
Прогар поршня ввиду:
- раннего зажигания;
- обедненной смеси;
- подсоса в системе питания;
- увеличенной степени сжатия;
- несоответствия применяемых свечей зажигания по калильному числу
|
Заменить поршень |
Пропуск газов |
Трещины, раковины в головке цилиндров |
Заменить головку цилиндра |
Забоины на сопрягаемых поверхностях гильзы или головки |
Устранить дефект. |
Неплоскостность сопрягаемой поверхности головки |
Притереть сопрягаемую плоскость головки |
Перекос при затяжке гаек |
Устранить перекос |
Раковины в литье цилиндра |
Заменить цилиндр |
Ослабление или негерметичность заглушек (для двигателей "Планета") |
Подтянуть заглушки, при необходимости заменить прокладки |
Сорвана резьба в патрубках цилиндра и в деталях крепления приемной трубы глушителя к цилиндру и патрубка выпускного к цилиндру (для двигателей "Планета 5", "Планета б") |
Заменить цилиндры (для двигателей ИЖПЗ, ИЖП4, ИЖЮЗ, ИЖЮ4)
Установить переходные втулки (для двигателей ИЖЮ5, ИЖП5, ИЖП6) |
Неплотное прилегание фланца выхлопной трубы к патрубку цилиндра (для двигателя "Юпитер") |
Заменить прокладку. Ослабить крепление глушителя к раме и подтянуть гайки крепления выхлопной трубы к цилиндру. При необходимости заменить выхлопную трубу |
Сорвана резьба на головке цилиндра в отверстии под свечу (наличие раковин или других литейных дефектов) |
Установить переходную втулку или заменить головку цилиндра |
Неперпендикулярность площадки под свечу и резьбового отверстия |
Доработать головку цилиндра, применить дополнительную прокладку |
Кривошипно-шатунный механизм |
|
Сильный стук, шум, гул, вой в нижней части двигателя, усиливающийся при увеличении оборотов коленчатого вала. Возможно заклинивание двигателя |
Разрушение подшипника нижней головки шатуна из-за:
- некачественного изготовления деталей подшипника и сборки;
- перегрева двигателя;
- работы на обедненной смеси;
- высоких оборотов на холостом ходу
|
Заменить коленчатый вал, устранить причины дефекта |
Увеличенный радиальный зазор в подшипнике нижней головки шатуна не более 0,02 мм для "Планеты", не более 0,03 мм для "Юпитера".
Абраз ивный износ деталей подшипника нижней головки шатуна |
Заменить коленчатый вал |
Затирание маховика соединения коленвалов (для "Юпитера") ввиду:
- ослабления болта крепления маховика или неправильной его установки при сборке;
- самоотворачивания винтов крепления крышек кривошипной камеры
|
Затянуть болт крепления маховика и винты крышек кривошипных камер |
Разбит шпоночный паз полуосей коленвала (для "Юпитера") из-за несвоевременной и недостаточной затяжки болта маховика |
Заменить вышедшие из строя детали |
Задевание шатуна о щеки коленвала ввиду:
- изгиба шатуна;
- увеличенного осевого зазора в подшипнике нижней головки шатуна, который должен быть не более 0,4 мм для "Планеты", не более 1,2 мм для "Юпитера"
Разрушение коренных подшипников коленчатого вала из-за:
- некачественного изготовления подшипников;
|
Заменить коленвал |
- некачественного изготовления посадочных мест в картере и полуосей коленвала
|
Заменить подшипники |
Задевание щек коленвала о стенки кривошипной камеры из-за: |
|
- смещения коленвала при сборке
|
Установить коленвал с обеспечением зазоров |
- несоосности отверстий под подшипники коленвала в половинах картера
|
Заменить картер двигателя |
Проворачивание. бронзовой втулки верхней головки шатуна и, как правило, прихват пальца поршневого к втулке |
Заменить втулку верхней головки шатуна с ревизией поршневого пальца. Не допускать перегрева двигателя |
Излом поршневого пальца (дефект производства) |
Заменить вышедшие из строя детали |
Абразивный износ пальца поршневого и втулки |
Заменить детали |
Затирание якоря генератора из-за: |
|
- повышенного биения полуоси коленвала;
|
Заменить коленвал |
- разрушения правого подшипника коленвала;
|
Заменить подшипник |
- несоосной установки статора генератора
|
Заменить картер двигателя |