Колеса мотоцикла должны отвечать следующим требованиям:
Размеры колес по диаметру обода колеблются от 10 до 23 дюймов, а по ширине профиля шины - от 2,3 до 4 дюймов (1 дюйм – 2,54 см). Самые маленькие 10...12-дюймовые колеса применяются на мотороллерах, самые большие, 21…23-дюймовые – на специальных спортивных мотоциклах. Дорожные мотоциклы имеют, как правило, колеса с диаметром обода 16...19 дюймов (405...484 мм). Колеса с тем или иным диаметром обода имеют свои достоинства и недостатки, сопоставляя которые можно судить о целесообразности того иди иного решения. Например, 19-дюймовые колеса хорошо "держат дорогу", особенно при движении по бездорожью и в мокрую погоду. Это объясняется тем, что колесо большого диаметра меньше погружается и застревает в выбоинах, чем колесо малого диаметра. Однако на большой скорости повернуть руль при 19-дюймовом переднем колесе труднее. Поэтому мотоцикл с такими колесами более устойчив, меньше подвержен заносу. Колесо такого размера в меньшей степени склонно к пробуксовке. У колеса с диаметром обода 16 дюймов свои преимущества. Оно легче, поэтому быстрее раскручивается. Мотоцикл с такими колесами динамичнее. При таком размере колеса можно довольно низко расположить грязевой щиток, а это улучшает обдув двигателя встречным потоком воздуха. Центр тяжести мотоцикла также несколько понижается, а значит, повышается его устойчивость, комфортабельность подвески и уменьшается гироскопический момент колеса. Одновременно улучшается и маневренность. Сопоставление этих "за" и "против" привело к тому, что на большей части мотоциклов в последние годы стали применять колеса с диаметром обода промежуточного размера - 18 дюймов, сочетающие в себе достоинства тех и других. Обод колеса изготовляют обычно из листовой стали путем вальцовки. Для отечественных мотоциклов размеры профиля поперечного сечения, диаметр обода и соответственно размеры шин определены стандартом. Жесткость обода увеличивают изменением профиля и введением на внутреннем диаметре двух кольцевых ребер жесткости - реборд. В последнее время на некоторых дорожных мотоциклах также устанавливают алюминиевые обода как вальцованные, так и литые. Обод и ступица соединены между собой спицами, которых обычно 36 или 40. На ижевских мотоциклах их 36. Они расположены таким образом, что половина из них, направленная в одну сторону, воспринимает основные нагрузки при разгоне мотоцикла; а другая половина, имеющая противоположную направленность, работает, главным образом, при торможении. Нагрузка от силы тяжести также воспринимается спицами. Спицы делятся на прямые и с загнутым концом. Спица с загнутым концом не равнопрочная, с наиболее опасным сечением в месте изгиба. Прямая спица равнопрочная, а, следовательно, и более надежная. Колеса разделяются на легкосъемные и не легкосъемные, взаимозаменяемые и невзаимозаменяемые. Если на переднем колесе имеется тормозной барабан, скрепленный со ступицей, или на заднем - барабан и звездочка, соединенные с ней в одно целое это не легкосъемные колеса. Их приходится демонтировать вместе с тормозом и цепью и выполнять при этом значительный объем операций. Взаимозаменяемые колеса устроены так, что любое из них может быть установлено как в переднюю вилку, так и назад или на боковой прицеп. Как правило, взаимозаменяемые колеса являются и легкосъемными. На мотоциклах "ИЖ" с 1970 года устанавливают колеса с литой алюминиевой ступицей. Они имеют широкие тормозные барабаны, позволяющие применять широкие тормозные колодки. Форма края ступицы выполнена для установки прямых спиц без загибов на концах, что исключает обрывы спиц. Для защиты тормозов от попадания пыли и грязи на крышке переднего тормозного барабана и кожухе задней звездочки предусмотрены кольцевые канавки, которые вместе с торцами литых ступиц образуют уплотнительные лабиринты. Для повышения нагрузочной способности и долговечности работы увеличена длина шлицевого соединения втулки ступицы с корпусом звездочки цепной передачи. В связи с этими различиями колеса с литой и штампованной ступицами не взаимозаменяемы (заменяются только вместе с передней тормозной крышкой и кожухом в сборе со звездочкой привода заднего колеса). В ступицу запрессованы два шарикоподшипника с распорной втулкой между ними. (Левый подшипник колеса защищен уплотнением.) В ступицу колеса залито кольцо тормозного барабана и приклепана втулка со шлицами. Если колесо используется в качестве переднего, на шлицы надевается червячное колесо редуктора спидометра, если в качестве заднего - шлицы соединяются с ведомой звездочкой задней цепной передачи. Чтобы масло не попадало на тормозной барабан, крышка тормозная передняя и кожух задней звездочки имеют сальниковые уплотнения. На ижевских мотоциклах со спицованными колесами устанавливаются шины размером 3,5-18 дюймов. При эксплуатации постоянно следите за давлением в шинах переднего и заднего колес, которое должно соответствовать следующим величинам, МПа (кгс/см2):
колесо переднее- 0,15+0,01 (1,5+0,1) колесо заднее - 0,21+0,01 (2,1+0,1) колесо заднее для мотоцикла с боковым прицепом – 0,25+0,01 (2,5+0,1) колесо бокового прицепа – 0,15+0,01 (1,5+0,01)
В связи с тем, что колеса на вашем мотоцикле взаимозаменяемые, в сроки, предусмотренные ТО-1 и ТО-2, необходимо менять колеса местами, то есть заднее колесо устанавливать вместо переднего и наоборот. На мотоцикле с боковым прицепом рекомендуется заднее колесо устанавливать вперед, переднее колесо - на боковой прицеп и колесо бокового прицепа назад. Такая перестановка обеспечивает равномерный износ протектора шин на всех колесах.
|